Categories:

Здание одного окна

Давным-давно, лет десять назад или даже больше, проходя во время прогулок мимо странного промышленного здания с большим окном, рама которого была украшена изящными элементами, я представляла, как всё там, по ту сторону. И если очень захотеть, можно рано или поздно попасть в зазеркалье... 

28 апреля 1868 года в Кронштадте открылась Школа кочегаров на Павловской (ныне Флотской) улице. В 1885 году это учебное заведение было преобразовано в Машинную школу Балтийского флота, а в 1905 на улице Петровской был выстроен целый комплекс зданий — с учебными классами, с машинными залами, с мастерскими. Одно из помещений — одноэтажный корпус с громадным полукруглым окном — даже представляло собою — в подлинном виде — кочегарку большого военного корабля с действующей моделью котла. Здесь все было по-настоящему: пылали топки, гудели форсунки, летел уголь в ненасытную огненную пасть. Так молодые новобранцы, получив необходимую теоретическую подготовку, овладевали своей профессией практически.  Затем следовало учебное плавание на военном корабле, после которого надо было сдать экзамены — как по теории, так и по практике. Тех, кто показывал хорошие результаты, распределяли на службу по боевым кораблям.   Машинная школа Балтийского флота продолжала готовить специалистов своего профиля ив советские годы. Это были замечательно подготовленные кадры. Великая Отечественная война богата примерами отличной службы моряков, обученных в стенах этой школы. Многие выдающиеся деятели нашего Военно-морского флота начали свой боевой путь именно отсюда.
      После Великой Отечественной войны Машинная школа превратилась в Морской техникум. Здесь, по желанию, могли учиться призванные на службу во флот молодые люди. Но они потом обязаны были в обязательном порядке отслужить три года и после службы считались специалистами запаса. В том классе, где была когда-то модель парового котла корабля, сделали бассейн. Там ученики Водолазной школы Балтийского флота овладевали специальностью.
      С годами затихла жизнь бывшей Машинной школы. Новая техника сменила старые механизмы. Не стало видно людей в морской форме вокруг старинного этого здания.  (источник

Тогда я ещё не знала,что здесь располагалась машинная школа Балтийского флота и думала, что это какой-то завод или производственные мастерские, но не могла не отметить для себя необычные декоративные элементы фасада. Построенное в 1905 году здание стало уникальным образцом промышленного объекта в стиле модерн. К сожалению, не удалось отыскать информацию об архитекторе этого чуда, но зато удалось найти в сети эту фотографию из частного собрания Бочаровых, датированную примерно 1913 годом:

Вот ещё кадр, растиражированный на старых открытках:

...и ещё:

А вот как выглядело здание в 1986 году:

Сейчас школа ветшает и постепенно приходит в упадок. Но давайте телепортируемся по ту сторону модерна и посмотрим, что находится внутри. 

Некогда единое помещение разделено пергородкой, поэтому увидеть выдающееся окно целиком изнутри не получится:

Одиноко валяются остатки оборудования:

Преобладает пустота и тлен. Неужели внутри уже ничего не осталось?

А вот и нет, здесь живут турбинные и другие установки:

Они далеко не в идеальном состоянии, поломаны панели управления и выломаны приборы.

Но меры безопасности всё равно нужно помнить:

Морской спрут по имени АК-1К:

Нудное перечисление причин поломок и аварий красуется над обломками.

Все части установок снабжены пояснительными табличками, с помощью которых удобно понимать их устройство:

Рули :)

Вверху световые окна:

По-видимому, машинная школа оказалось не у дел из-за морального устаревания установленного оборудования. Что будет с этим зданием, пока не ясно. Но я надеюсь, что ему найдут достойное применение, например для размещения музея, а не снесут в угоду строительству очередного ЖК.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.